Ширина железной дороги и римские колесницы

Ходить и ездить в гости любил не только Фомуви, но и его соседка Маша. Возвращаясь из очередного путешествия, она бежала к любознательному пришельцу с множеством впечатлений и вопросов. Фомуви обожал эти ее восторженные визиты, ведь каждый из них дарил ему новые задачи. Так вышло и в этот раз.

Не так давно Маша придумала новый способ выбирать маршрут для поездок: сначала знакомилась в интернете, а затем организовывала встречу в реале, где бы ни жили новые друзья. В итоге за последнее время она исколесила практически полстраны, успела побывать в Польше и Германии. Теперь же девушка провела больше недели на Сахалине и, едва вернувшись, примчалась к эрудированному соседу.

— Ой, Фомуви, это была удивительная поездка! Я столько всего увидела! Там такая красота! Мы и пешком много гуляли, и на поезде через весь остров прокатились. Вот, кстати, именно про поезда я и хотела тебя спросить. Если честно, меня очень смутила ширина железной дороги. Колея там заметно уже, чем та, которую я привыкла видеть здесь, у нас. Раньше я и не думала о том, почему именно такое расстояние делается между рельсами. А теперь мне интересно стало. Уверена, ты знаешь, в чем секрет и сможешь мне это объяснить!

— Ой, какая же ты, Маша, интересная! – Фомуви рассмеялся. – А когда ты была в Германии, ты не замечала, что там пути тоже уже, чем здесь, в России? Хотя, конечно, разница эта не так заметна, как с дорогой на Сахалине.

Действительно, в разных странах мира (и даже в пределах одной страны, как ты могла убедиться), ширина железной дороги может быть разной. На сегодняшний день действует более 8 стандартов. «Русская колея» имеет ширину 1524 или 1520 мм. Эта ширина традиционна для всех стран, ранее входивших в состав СССР. Такими же дорогами пользуются Финляндия, Монголия и Афганистан. А Сахалинская железная дорога оборудована «Капской колеей» с шириной всего 1067 мм. Такая же ширина у железнодорожных путей в Японии, Индонезии, странах Южной и Центральной Африки, на Тайване, в Филиппинах и Новой Зеландии, частично в Австралии. По распространенности в мире эти стандарты занимают, соответственно, 2-е и 3-е место.

Ну а самой распространенной (до 60% длины всех жд путей в мире) является «Европейская колея» шириной 1435 мм. Именно такую ширину имеют железные дороги в Германии и других странах Центральной и Западной Европы, в большинстве стран Северной Америки, включая США и Канаду, Китае, Корее (как Северной, так и Южной), основной части Австралии и в Северной Африке. Парламент Великобритании утвердил этот стандарт в 1846 году, поставив точку в так называемых «колейных войнах».

От чего зависит ширина железной дороги в каждой стране? В первую очередь, скажем так, от убедительности инженеров. Изначально считалось, что ширина колеи железной дороги напрямую влияет на устойчивость и скорость поездов, их маневренность. Собственно, так оно и есть. Вот только особой разницы между, например, европейской и русской колеей на практике не заметно.

Имеют влияние исторические факторы. На том же Сахалине строительство железных дорог началось в 1904-1905 годах, когда по итогам русско-японской войны часть острова отошла Японии.  При этом не просто прокладывались рельсы, а строились многочисленные тоннели, выполненные по тому же габариту. И если поменять ширину колеи современными техническими средствами совсем не сложно, то перестраивать тоннели – хлопотно и дорого. Так и получилось, что ширина Сахалинской железной дороги значительно меньше, чем общепринятый стандарт РЖД.

А вот ширина колеи железной дороги в Европе и, как следствие, в Америке, взаимосвязана с шириной римских колесниц. И это очень давняя история… Впрочем, ее я тебе рассказывать не буду.

— Почему, Фомуви? – Маша явно была расстроена.

— Потому что хочу, чтобы ты сама подумала или поискала эту информацию. В крайнем случае, спроси у наших читателей. Наверняка найдутся те, для кого эта задача на эрудицию окажется по зубам. И, честное слово, я даже награды не пожалею за правильный ответ!

Итак, дорогие эрудиты, Маша с нетерпением ждет того, кто даст ответ на вопрос о том, почему ширина железной дороги в Европе связана с шириной римских колесниц? Тот, кто ответит верно первым, добавит в свою копилку 1 фомувик.

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

No comments yet.

Подпишись на обновления