Моделизм в истории и современной практике

авиамоделизм в Советском Союзе

— А знаешь, Кроль, зачем взрослые люди создают модели разной техники? – спросил однажды друга Фомуви.

— Пожалуй, нет, – удивленно покачал головой Кроль. – Я считал, что это по большей части детские игрушки. А если взрослые этим еще занимаются, то их детство еще не кончилось, как у меня.

— Вот тут-то ты ошибаешься. Это увлечение, многими, действительно, вынесенное из детства, очень важно, даже на государственном уровне. Поэтому, кстати, сайты, где представлено все для моделизма, привлекают серьезных пользователей, а не только детей. Вот, послушай, что я тебе расскажу.

Во времена Сталина авиамоделизм в Советском Союзе был на пике популярности. Им занимались и дети, и взрослые. Авиация тогда переживала бурный рост, имена летчиков-героев и создателей новых самолетов были у всех на слуху. Впрочем, создавались модели не только самолетов. Конструкторы-любители воссоздавали в миниатюре автомобили, танки, корабли. Возможно, именно этим массовым интересом можно объяснить колоссальный рывок СССР в развитии техники.

Моделист-Конструктор журнал

В последующие годы государство уже не так широко поддерживало это направление. Но все же постоянно издавалась специальная литература, регулярно выходил журнал «Моделист-Конструктор», популярный даже у зарубежных шпионов, в магазинах был представлен широчайший выбор самых разнообразных конструкторов из различных материалов. Все это, естественно, поддерживало интерес народа к моделизму в частности и к технике в целом.

як-130 модель

Сегодня в России тех, кто увлекается моделизмом, можно встретить достаточно редко. Для сравнения: в Германии насчитывается почти 2 млн авиамоделистов. В России, с ее 140-милионным населением – всего около сотни тысяч. Редкие города могут похвастать кружками авиамоделей для детей. Но при этом уровень развития российского моделизма достиг небывалых высот. Например, в 2011 году на чемпионате мира Jet World Masters, проходившем в США, российская команда RUSJET со своей сверхточной радиоуправляемой моделью-копией самолета Як-130, заняла первое место, сумев удивить и зрителей, и судей.

Выбор оригинала

Когда соревнуются копии, судьи выставляют каждому участнику две равновесные оценки: стендовую (статистическую) и полетную. Судейская коллегия, состоящая из 3-5 профессионалов моделизма и авиации, изучает не только саму модель, но и предоставленную участниками документацию: чертежи и детальные высококачественные фотографии оригинала.

Модель и прототип должны быть идентичны абсолютно во всем, до мельчайших деталей. И внешне, и в воздухе, и в поведении при взлете или посадке, даже звук двигателей должен быть схож. Отличие лишь одно: вес модели (без топлива) не должен превышать 20 кг.

Ан-225 «Мрия»

Это требование стало одним из решающих факторов при выборе самолета-прототипа. «Что вышло бы, если мы, скажем, взялись бы построить копию Ан-225 «Мрия»? – объясняет тренер российской команды Павел Лапшов. – Для этого пришлось бы взять масштаб примерно 1:20, чтобы вписать в ограничение. Но тогда стандартная для оригинала заклепка в 6 мм превратится на модели в точку, незаметную глазу, а шланг гидравлики – в тончайший волос. Поэтому мы выбрали Як-130, модель которого смогли сделать в масштабе 1:4, воссоздав все детали и сохранив допустимую массу».

Есть и другие критерии, ставшие решающими при выборе прототипа. Например, сверхзвуковые самолеты не позволяют достичь хороших летных качеств в модели. А вот учебно-тренировочный дозвуковой Як-130 оказался просто идеальным по всем параметрам. Удобно было и то, что это новый самолет, не имеющий сложно поддающихся копированию признаков возраста в виде потертостей или вмятин.

Терпение и труд

Моделизм – занятие, требующие терпения и кропотливого труда. Особенно ярко это проявляется при создании высокоточных радиоуправляемых моделей. Например, построить копию Як-130 пилот нашей команды Виталий Робертус и тренер Павел Лапшов и техник Максим Львов задумали еще в 2005 году. Но до ее воплощения их тогда отделяло почти 6 лет каждодневной работы.

Безусловно, многолетний опыт авиамоделизма и выступлений на соревнованиях международного уровня помогли. Ведь наши спортсмены отлично знали, с чего начинать и как именно действовать.

Як-130 фото

На первом этапе ими были изучены тысячи фотографий, множество чертежей и схем, полнейшее руководство по эксплуатации оригинала. И это была только часть сбора информации, необходимой для создания точной копии. Моделисты буквально преследовали Як на всех испытаниях и выступлениях, авиасалонах и выставках. Фотографировали, добивались возможности подойти, изучить не только снаружи, но и внутри. Эта настойчивость, в конце концов, привела спортсменов в КБ Яковлева, к главному конструктору Константину Поповичу. С его легкой руки моделисты получили доступ к настоящей документации, пригодной для создания совершенной 3D-копии. Более того, отдельные детали и части модели (например, резина для колес) производились на том же оборудовании, что и настоящие.

Корпус модели российская команда создает, используя достаточно сложную и трудоемкую технологию пластикового монокока в вакууме. Но результат оправдывает эти усилия: модель получается и легче, и точнее тех, что строятся по классической технологии фольгирования.

Виталий Робертус

Но внешнее сходство – только начало постройки модели. Ведь копируется в точности и все внутреннее содержание, каждая деталь. Только за счет этого можно добиться совершенства полета копии. И это нашим моделистам тоже удалось. Более того, они поместили на бортовую панель своего самолета жидкокристаллические дисплеи с графикой настоящих, и даже пластиковый манекен-пилот имел портретное сходство с летчиком-испытателем КБ Яковлева Романом Таскаевым.

В шутку или всерьез, но наши моделисты пообещали, что на новом самолете, который готовится к следующим соревнованиям, пилот-манекен будет поворачивать голову и даже помашет рукой судьям. Конечно, будут улучшены и внешние, и аэродинамические качества самой модели, над которой уже идет работа. Так что соперникам остается только пытаться догнать российских авиамоделистов.

— Подожди, Фомуви! – остановил увлеченного друга Кроль. – Это все, конечно, интересно. Но ты сказал в самом начале, что авиамоделизм имеет и практическое значение, важное для всей страны.

— Конечно, имеет! – горячо подтвердил Фомуви. – И это для наших спортсменов-моделистов высшая оценка, более важная, чем все призовые места. Сам посуди: конструкторы КБ Яковлева сегодня обсуждают с участниками команды возможность создавать действующие модели будущих перспективных самолетов для их испытания. Ведь гораздо дешевле и проще создать точную копию и на ней выявить конструкторские ошибки и недочеты, чем на настоящем большом самолете. Этот метод испытаний уже опробован компанией «Боинг», а теперь осваивается и конструкторами России.

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

No comments yet.

Подпишись на обновления