Игральные кости: рождение азарта

Игральные кости

Чикаго, Огайо, тузы, блеф, крэпс… Знаете ли вы, что объединяет эти слова? Вряд ли большинство из вас уверено скажет, что все это – названия разновидностей игры в кости. Игры настолько древней, что само слово «азарт», имеющее арабские корни, так же происходит от названия одной из вариаций этой игры.

Предполагается, что первоначально кости с нанесенными на них метками (рунами) предназначались для гадания и лишь много позднее превратились в игру. Достоверно известно лишь то, что самые древние кости были найдены в Фивах и относятся к ХХ веку до н.э. Известно так же, что люди играли в кости во всех уголках земного шара. Даже в те времена, когда жившие на разных материках племена и народы не имели никакой связи между собой. В Египте, Греции и Риме, Китае, Северной и Южной Америке, Индии, Европе, древней Руси, Скандинавии – абсолютно везде существовали настольные игры, в которых использовались кости. Возможно, именно этим объясняется великое разнообразие вариантов игры в кости. Страсть к игре в кости приписывалась и богам. В любом пантеоне обязательно присутствовал хотя бы один бог, атрибутом которого были игральные кости. Игра в кости упоминается в древнейших литературных источниках: Библии, Махабхарате, Илиаде и Одиссее, Ригведе (собрании ведических гимнов).

Неизменный инструмент игры – кости (кубики) с нанесенными на их грани метками от 1 до 6. При правильной разметке 1 находится против 6, 2 против 5, 3 против 4. А сумма чисел, таким образом, составляет 7. Правильные игральные кости имеют скругленные края и достаточно большой вес. Игроки по очереди бросают кубики (кости), число которых в разных вариантах игры колеблется от одной до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось выбросить наибольшее количество очков. В простейших вариантах игры победа может зависеть только от удачи (божественного расположения). В сложных вариантах может сыграть роль верно разработанная тактика. Интересно, что уже в древних культурах встречаются не только «правильные» кости, но и кости шулерские: со сточенными определенным образом гранями, смещенным центром тяжести. Их, наравне с «правильными» кубиками, обнаруживают при раскопках.

Возможно, тесная связь игры в кости и языческих богов привела к тому, что во времена расцвета Христианства кости оказались под запретом. В средние века за игру в кости жестоко наказывали. Всеми силами пыталась искоренить «греховную страсть» Православная Церковь на Руси. Впрочем, древнейший запрет на игру в кости, известный сегодня, относится еще к III веку до н.э. Тем не менее, и среди знати, и среди черни (да и среди духовенства) игра во все времена оставалась популярной. Интерес к ней стал спадать лишь в эпоху Просвещения, принесшую людям увлечение музыкой, литературой, живописью. Впрочем, среди азартных посетителей казино и бедноты игра в кости по-прежнему имела огромное значение.

Исторически инструмент игры изготавливался из костей животных (отсюда и название). Позднее кости изготавливали из косточек плодовых деревьев, полудрагоценных камней и фарфора, различных металлов (например, из бронзы). Современные кости производят из пластмассы, пластика и других материалов. Кубики, предназначенные для детских игр, домашней игры в покер или вариации игр в кости, производятся машинным способом. Кости же, предназначенные для элитных казино, вытачиваются вручную, с соблюдением строжайших правил, сложившихся за тысячелетия их применения. Самые современные кости – виртуальные, применяемые в интернет-казино. И, похоже, нет такой силы, которая заставит человечество отказаться от этого древнего изобретения.

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  1. Татьяна

    Уверена, что случайностей не бывает. Вот почему и как вышло так, что в разных концах мира примерно в одно и то же время возникла практически одинаковая игра? Не указывает ли это на то, что связь определенная между народами и древними странами была? Либо эти древние культуры имели общие корни, одну цивилизацию, давшую основу их традициям.

Подпишись на обновления