Интеллектуальное развитие и особенности одаренных детей

интеллектуальное развитие и особенности одаренных детей

Наблюдая за способностями ребенка в конкретном виде деятельности, родители и учитель могут заметить лучшие достижения ребенка по сравнению с другими. Если же его достижения выходят за пределы того, что соответствует возрастным возможностям, и если он с большим удовольствием выполняет именно этот вид деятельности и остается равнодушным к другим, можно констатировать наличие у него определенных способностей и то, что раннее развитие детей в наше время не миф, а реальность.

Общие интеллектуальные способности, как правило, оказываются в легкости обучения, наблюдательности, подвижности, скорости мышления, исключительной памяти, богатой и разнообразной осведомленности ребенка.

Конкретные достижения (язык, математика, природоведение), в частности способности к языку, оказываются в глубоком интересе ребенка к чтению, которое становится самым любимым занятием, в сохранении внимания к книжке, хорошем понимании того, что ребенку читают, в легком запоминании и воспроизведении прочитанного. Способности к математике оказываются в интересе к вычислению, измерению или упорядочению предметов, не свойственном для своего возраста понимании математических символов.

Способности в области естествознания проявляются в том, что ребенок очень интересуется живой природой, имеет склонность к классификации, проявляет интерес к естественным опытам, различным природным явлениям, демонстрирует понимание природных причинно-следственных зависимостей.

Творчество и продуктивная деятельность оказываются в чрезвычайной любознательности ребенка, который, забывая обо всем, может с головой окунуться в то, что его интересует. Такой ребенок очень изобретательный в своей деятельности, оказывает значительную гибкость в решении любых проблем, может продуцировать оригинальные идеи и демонстрировать новый подход к решению стандартных ситуаций.

Коммуникативность и лидерство оказываются в высокой способности к общению, легком приспособлении к различным ситуациям. При посторонних ребенок сохраняет уверенность в себе, во время общения подает разные идеи, проявляет инициативу, часто является лидером. Другие дети обращаются к нему за помощью и советом.

художественно-изобразительные способности ребенка

Художественно-изобразительные способности проявляются как повышенный интерес к визуальной информации. Ребенок в мельчайших подробностях запоминает увиденное, много времени уделяет рисованию и лепке, оригинальным образом использует материалы художественной выразительности, в музыке проявляет огромный интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет музыкальный ритм и тому подобное.

Психомоторные способности проявляются как заинтересованность деятельностью, которая требует тонкой моторики. Ребенок имеет хорошую зрительно-моторную координацию, любит бегать, прыгать, прекрасно владеет равновесием тела во время выполнения двигательных упражнений, развит физически.

У детей очень рано становятся заметными индивидуальные различия в интеллектуальном развитии. По уровню это может быть высокий, средний и низкий интеллект, в зависимости от успехов, которых достигает ребенок в усвоении информации, ее объема, наличия общих понятий, осуществление умственных операций, умение применять знания при решении конкретных задач и т.п.

Предметная направленность интеллектуальной деятельности определяется принадлежностью к художественному, абстрактному (словесному) или среднему типу восприятия и мышления.

В художественном типе определяющим является чувственное восприятие, яркие представления, наглядность, образное, синтетическое мышление, интуитивный способ решения задач.

Абстрактному присущи словесное восприятие, опора на единичные, а затем и общие понятия и категории, общие представления, словесное и обобщенное мышления.

Средний тип объединяет, образное, чувственное восприятие и мышление с абстрактным и словесным.

В зависимости от того, какой информации малыш отдает предпочтение (чувственной, словесной или их синтезу) его можно отнести к художественному, словесному типам мышления или их гармоничному сочетанию.

В условиях школьного обучения не всегда есть возможность осуществить четкое психологическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей в умственной деятельности того или иного ребенка. Весомыми и не менее достоверными являются методики длительного наблюдения родителей и воспитателей с детьми. Зная возрастные показатели интеллекта, изучая поведение детей на уроках, в условиях игры, учитель может дать весьма содержательную характеристику индивидуальных особенностей детей, определить пути их развития.

успехи в мыслительной деятельности ребенка

Если по данным наблюдения ребенок (по сравнению с другими) имеет значительные успехи в мыслительной деятельности — значительный объем знаний, большое стремление к их получению, быстро ориентируется в любой ситуации и находит способы ее решения, соответственно реагирует на изменение обстоятельств, имеет широкий круг обобщенных понятий, можно предвидеть высокий уровень его умственного развития.

Средний и низкий уровни интеллекта определяют в соответствии с таких общих показателей, как объем знаний, активность познания, умение ребенка находить сходство и различие в объектах, устанавливать связи между фактами, использовать имеющуюся информацию при решении практических задач.

Понятно, что определение уровня умственного развития не означает его закрепление за ребенком навсегда. Ведь обучение и воспитание вносят значительные коррективы в процесс умственного развития. Такое определение необходимо лишь для сознательного управления этим процессом со стороны взрослых.

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

No comments yet.

Подпишись на обновления